Skip to content

СМП не МСП

by admin on May 20th, 2014

В “Вестнике МСФО” (Лига Закон) № 10/14 опубликована консультация о применимости сокращенных отчетов для ПАО, являющихся субъектом малого предпринимательства:

Публичное акционерное общество соответствует критериям субъекта малого предпринимательства. Должно ли оно составлять финансовую отчетность по МСФО или можно ограничиться формами № 1-м и № 2-м?

Пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» содержит, по сути, две специальные нормы.

Первая: статья 12-1 гласит, что публичные АО должны составлять отчетность по МСФО.

Вторая: в п. 3 статьи 11 установлено, что для субъектов малого предпринимательства (СМП) установлена сокращенная по показателям финотчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Эта идея, как известно, воплощена в П(С)БУ 25.

Что касается системы МСФО, то там иные критерии малого бизнеса и иные подходы к его отчетности. Для малых и средних предприятий (МСП) есть особый стандарт – МСФО для МСП (IFRS for SME). Его перевод присутствует на сайте украинского Минфина. А НП(С)БУ 1 в п. 1 четвертого раздела содержит норму следующего содержания:

«Міжнародний стандарт фінансової звітності для малих і середніх підприємств можуть застосовувати підприємства, які зобов’язані застосовувати міжнародні стандарти фінансової звітності відповідно до законодавства, а також ті підприємства, які прийняли таке рішення самостійно. Застосовування міжнародного стандарту фінансової звітності для малих і середніх підприємств не допускається підприємствами, на які не поширюється сфера його застосування. Підприємства, які для складання фінансової звітності застосовують міжнародний стандарт фінансової звітності для малих і середніх підприємств, використовують форми звітів, затверджені цим Національним положенням (стандартом)».

Как видим, это положение отнюдь не означает, что отечественные ПАО, являющиеся субъектами малого предпринимательства, должны использовать МСФО для МСП. Оно лишь указывает на возможность использования МСФО для МСП теми предприятиями, которые являются МСП с точки зрения самого МСФО для МСП.

Однако здесь важно понять, что любое украинское ПАО в понимании МСФО для МСП не является МСП априори (см. «Немало для малых» в «Вестнике МСФО» № 4/13). То есть нельзя ставить знак равенства между нашими СМП и мсфо-шными МСП. Фактически это означает, что нашим ПАО отрезан путь к применению МСФО для МСП.

Как же примирить нормы статьи 11 и статьи 12-1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»? Ведь, в сущности, в нашем случае они противоречат друг другу.

Правило разрешения законодательных коллизий гласит, что в случае противоречия между двумя специальными нормами, следует выбирать ту норму, которая является более специальной.

То есть главбуху нужно решить вопрос: норма какой статьи (статьи 11 или статьи 12-1) является более специальной для ситуации, когда ПАО является СМП.

Здесь мнения юристов расходятся.

Одни полагают, что приоритет нужно отдать статье 11, другие ратуют за статью 12-1.

Конечно, с точки зрения удобства руководства компании и самого главбуха, наиболее привлекательной может показаться статья 11. Ее применение путем использования П(С)БУ 25 избавляет от многих бухгалтерских трудов. И такие примеры есть. Скажем, в базе НКЦПФР SMIDA обнародованы отчеты за прошлый год ОАО «Агрохим» и ОАО «Электрооснастка», составленные на малых формах № 1-м и № 2-м по П(С)БУ 25.

Однако, если смотреть на ситуацию объективно, нельзя не отметить, что статус «публичности» ко многому обязывает. Он предполагает повышенную степень прозрачности и открытости в отношениях с акционерами. Не зря же сам факт того, что инструменты капитала предприятия находятся в обращении на публичном рынке, независимо от оборота предприятия и численности работников, приводит к тому, что предприятие считается «подотчетным общественности» и не относится к малым и средним предприятиям (параграф 1.2 МСФО для СМП).

Кроме того, мы бы обратили внимание на то, что в п. 2 первого раздела П(С)БУ 25 есть такая норма:

«Норми цього Положення (стандарту) застосовуються (крім підприємств, які відповідно до законодавства складають фінансову звітність за міжнародними стандартами фінансової звітності)».

Такая формулировка говорит о том, что минфиновские стандартизаторы подразумевали возможность того, что субъектом малого предпринимательства может оказаться предприятие, которое согласно законодательству, обязано составлять отчет по МСФО. И именно для такого случая они предусмотрели соответствующую оговорку. Иначе пояснить ее присутствие в П(С)БУ 25 сложно.

В общем, на наш взгляд, в противостоянии статьи 11 и статьи 12-1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» более специальной является статья 12-1. Поэтому отечественные ПАО, являющиеся СМП, должны отчитываться по МСФО.

Вместе с тем мы не исключаем, что у других специалистов может быть на этот счет иное мнение.

В такой ситуации крайне важно то, какую позицию займет главный стандартизатор – Минфин, и главный госпользователь отчетности ПАО – НКЦБФР”.

From → Дайджест

No comments yet

Leave a Reply

Note: XHTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to this comment feed via RSS