Skip to content

Битва за обов’язковий аудит

by admin on February 4th, 2019

Ми вже писали про те, що АПУ та Мінфін по-різному тлумачать нові норми законодавства про запровадження обов’язкового аудиту.
Одним експертам більш переконливою здалася аргументація АПУ.
Іншім – Мінфіну:
“Поскольку норма в отношении обязательного обнародования отчетности вместе с аудиторским заключением для таких предприятий вступает в силу только с 01.01.2019 г., то Минфин в письме от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 пояснил, что это требование касается финотчетности за 2019 год. То есть такие предприятия (крупные, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, средние предприятия, прочие финучреждения) должны будут обнародовать финотчетность вместе с аудиторским отчетом только начиная с отчетности за 2019 год. Соответственно, отчетность за 2018 год таких предприятий не подлежит обязательному аудиту.”

Аудитори зважають у своїх міркуваннях на ГКУ:
“Учитывая различные сроки вступления в силу положений Закона о бухучете, Министерство финансов Украины с целью применения единых подходов к порядку обнародования финансовой отчетности письмом от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 разъяснило, что крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия, прочие финансовые учреждения, относящиеся к микропредприятиям и малым предприятиям, обнародуют годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную отчетность вместе с аудиторским заключением, начиная с финансовой отчетности за 2019 год, в соответствии с требованиями абз. 2 и 3 ч. 3 ст. 14 Закона о бухучета и с учетом ст. 13 настоящего Закона, согласно которой отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год.

Также Минфин отметил, что с целью предоставления уверенности относительно показателей финансовой отчетности предприятий, приведенных в абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете, которые впервые применяют международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) с датой перехода 01.01.2018 и пересчитывают промежуточную финансовую отчетность, годовую финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2018 год, в том числе вступительный баланс на 01.01.2018 по МСФО согласно требованиям МСФО 1 “Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности”, целесообразно обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на веб-странице, начиная с финансовой отчетности за 2018 год.

Вместе с тем в ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины предусматривается, что государственное унитарное предприятие обнародует годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, если аудит проводился в соответствии с требованиями закона или по решению наблюдательного совета государственного унитарного предприятия (в случае его создания) либо субъекта управления объектами государственной собственности, осуществляющего функции по управлению предприятием, до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом”.

Цікава ситуація.
Коріння проблеми у формулюваннях набуття чинності законодавчими актами, які стосуються фінзвітності. Такі акти не можуть набувати чинності з якоїсь певної дати. Вони мають набувати чинності з певного періоду. Тобто нормативні формулювання мають бути приблизно такими: “Закон починає застосовуватися для фінансової звітності за період, який починається з (дата) чи після цієї дати”. Саме така конструкція застосовується для набуття чинності новими МСФЗ. І жодних непорозумінь не виникає.

No comments yet

Leave a Reply

Note: XHTML is allowed. Your email address will never be published.

Subscribe to this comment feed via RSS